-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Техника Б/У
-
-
-
-
Распродажа
Маршрут по Сарминскому кольцу мы запланировали на майские праздники — в расчёте на то, что снег в горах ещё не успеет растаять полностью, и уровень воды в реках будет приемлемым для квадроциклов. Хотелось пройти привычный, но каждый раз по-новому интересный маршрут, не рискуя утонуть уже в первых бродах.
Как и задумывали, утром 10 мая оставили машины с прицепами на базе «Стройбат» под Харатсом, снарядились, переглянулись — и вперёд. Девять человек, пять квадроциклов и два багги, весенний дух приключений. До посёлка Курма долетели быстро по гравийке, зашли в местную кафешку — позы, чай, короткий привал. На лавке у входа сидели эндуристы, и один из них выдал новость: у въезда в лес дежурит серьёзный патруль — лесоохрана, гостехнадзор и инспектор нацпарка. Туристов в лес не пускают — объявлен пожароопасный период, въезд запрещён.
Посоветовались. Решили не бодаться с дежурными, не терять время на уговоры. У нас были официальные разрешения на посещение национального парка, и потому просто изменили план: поехали дальше по основной дороге до Замы, чтобы зайти на кольцо оттуда — с противоположной стороны. Так даже интереснее.
Мы продолжили путь. На блокпосте перед Замой показали разрешения — всё в порядке, нас пропустили без задержек. Вскоре свернули на нужную нам, уходящую в лес дорогу. Всё вокруг дышит весной: прохладный воздух, запах хвои, влажная земля. Дорога ещё не до конца оттаяла — в тени лежали плотные сугробы из тяжёлого, мокрого снега. Мы начали подниматься в перевал на Приморский хребет.
Где-то посередине подъёма встретили группу джиперов. Они уже поставили лагерь — дальше идти не могут. Машины вязнут в снегу, не получается взять перевал. Нам с квадроциклами проще — маневренность и лёгкость дают преимущество. Местами мы брали сугробы с ходу, на скорости, где-то осторожно объезжали по краям или пробирались через кусты. Шли без остановок — и всё-таки прошли.
Когда начали спускаться в долину Иликты, уже начинались лёгкие сумерки. До стоянки у Прииска было ещё далеко, поэтому решили заночевать в уютном зимовье на берегу реки Правая Иликта. Оно давно нам знакомо: большое и просторное, вместительный стол, много спальных мест, жаркая буржуйка — идеальное место для привала, праздничного ужина и комфортного сна!
Утро нового дня встретило нас тишиной и прохладой. Позавтракав, собрались и двинулись дальше. Маршрут тот же, но ощущения другие — теперь мы шли в обратную сторону, и знакомая раньше дорога вдруг показалась совсем незнакомой. Всё воспринималось иначе: повороты — с другой логикой, виды — с новым ракурсом. Казалось, будто едем по новому маршруту.
Первым сюрпризом стал Ерничный ручей. Обычно — безобидный, легко пересекаемый вброд, а тут вдруг — Енисей в миниатюре! Глубина по самые фары. Видимо, весна всерьёз взялась за таяние снегов. Мы только переглянулись: если так обстоят дела здесь — что же будет на больших, полноводных реках?
С трудом, но ручей всё-таки преодолели. Немного воды всё же попало в вариатор у Аодиса — слили, продули, проверили — обошлось, техника в порядке. Поехали дальше. Вскоре показался старый прииск — заброшенный, безжизненный. Людей тут уже давно нет, но, к счастью, и огонь сюда не добирался: всё сохранилось — домики целы, стоят, как будто только вчера из них уехали.
Дальше едем вдоль заполненных водой карьеров, из которых брали гравий для промывки драгами, уже вдоль Средней Иликты. Эта речка тоже вышла из берегов и уже конкретно, большим плотным потоком течёт по дороге. Едем осторожно вперёд — глубоко, как бы не утопить технику! Ё-маё! Перед самым выходом на берег — неожиданная глубокая яма. Тону, даю газ — квадрик поднимается на задние, и уф, выгребает!
Ура! Пересекли. Едем вдоль русла по тоненькой кромке берега: справа — гора, слева — вода. Можно туда легко кувыркнуться! Сергей на багги идёт первым. Через очередное препятствие — поваленные деревья — решил проскочить ходом. Не получилось. Сосна спружинила, и багги завалился набок, скарб из кузова выпал в речку и поплыл по течению. Остановились, бегаем, вылавливаем предметы быта. Поймали, что смогли, поставили машину на колёса, шутки-прибаутки — едем дальше. Пересекаем ещё пару коварных бродов. Начинают терзать смутные сомнения в реальности прохождения всего маршрута. Основные глубины, от которых трепетали в прошлые разы, — ещё впереди!
Всё равно едем — отступать пока рано. Если что, всегда можно будет развернуться: бензина в запасе достаточно. Тем временем снова начал накрапывать дождь, и мы не спеша стали подниматься вверх — теперь уже вдоль речки Келдон. Но как назло — новое испытание: крупный камень каким-то образом попал между тормозным суппортом и диском на Аодисе. Итог — хруст, треск, и кусок алюминиевого диска отваливается, как будто ножом срезало. Вот это да… Если не получится отремонтировать, придётся ставить вместо колеса жердь и ехать, как на костылях. Но в нашей команде, слава Богу, не первый раз в походе: один что-то такое видел, другой когда-то чинил, третий просто вечно с собой таскает всякий полезный инструмент. Сняли колесо, разбортировали. Газовая горелка — в дело. Греем треснувший алюминий, чтобы стал мягче — тогда его можно будет выправить, не доломав окончательно. Выправили. Вместо вывалившегося куска — пластик: смятая бутылка из-под минералки, всё обматываем скотчем до состояния надежды. Ставим камеру, качаем, слушаем. Не травит. Держит. Похоже, сдюжит!
Дождь тем временем усилился — зашелестел по-настоящему. Грустно глядя на раненое колесо с пластиковой вставкой, решили судьбу дальше не испытывать: если накроется окончательно где-нибудь в ебенях, эвакуация будет та ещё задачка. Разворачиваемся. Но не просто назад — а, как говорится, снова вперёд! Едем бодро, но аккуратно. И тут — новый сюрприз: после какой-то коварной ямы у багги загибает передний нижний рычаг подвески. Колесо смотрит вбок, как выбитая челюсть. Ну всё, ремонт номер два. Выкатываем машину на более-менее сухое место, поднимаем, облокачиваем на дерево, разбираем. Греем газовой горелкой. Не стали лупить молотком, а зажали между двумя соснами, тянем лебёдкой, распрямляем. Пыхтим, ещё чуть-чуть, ещё, ещё. Блин, материмся — перестарались — лопнул! Что поделаешь. Бывает и так. Полевой ремонт — беспощаден! Усилили конструкцию парой монтажек и, как всегда, универсальным героем любых походов — скотчем. Надёжность, проверенная временем и отсутствием других вариантов. Всё, собрались — снова в путь!
Снова эта Средняя Иликта, снова этот дикий брод, теперь уже раздувшийся от дождя — воды прибавилось, видно невооружённым глазом. Багги идут по дороге, а квадрики решили вести по кустам — иначе потопим! Ползу на Монстре по кустам — и бац! Проваливаюсь мордой вниз прямо в какую-то бездонную полную воды яму. Падая, успеваю заглушить двигатель, чтобы не хапнул воды. Подъезжают товарищи, а квадрик торчит из ямы — видны только задние колёса, как памятник глупости и стихии! Цепляем лебёдкой, вытаскиваем, снимаем обшивку, вынимаем фильтр — вода есть, всё-таки хапнул! Выкручиваем свечи, мотор выплёвывает из цилиндров воду, свечи на место, пуск — всё отлично, всё работает, воды в масле нет, квадр снова в строю! Пока возились с движком, дождик ещё усилился, уже неприятно, и смеркается — хочется быстрей отсюда выбраться!
Но брод команде так просто не сдаётся — примерно посреди реки на Тракстере загорается чек двигателя, и он становится в защиту — не набирает обороты, только холостые, жужжит, но выехать самостоятельно не может. Цепляем за багги, вытаскиваем, со всех щелей и рундуков льётся вода, но двигатель и вариатор сухие. Странно — почему горит чек? Решаем не копаться — время не то, дальше будем тащить на буксире, тем более что осталось недалеко! Ещё один квадрик хлебнул воды — попало в вариатор и перегорел основной 40-амперный предохранитель. Но теперь, после всего разве это беда? Это просто мелкий штрих на общем полотне дня. Сливаем, сушим, едем. Так и доползаем до зимовья на прииске. Прячемся под крышу, переодеваемся в сухое, разводим огонь в печке. Ставим чайник, варим макароны с тушёнкой. Усталость начинает отпускать. Сидим, ужинаем, делимся впечатлениями, немного коньяку. Дождь барабанит по крыше, но теперь он где-то там, снаружи. А мы — в тепле. В безопасности. Вместе. И пусть день был тяжёлым — именно он станет потом тем, что вспомнится первым. Потому что это и есть дорога. Живая, непредсказуемая, настоящая. Завтра — домой.
Утром выглянуло солнце — чистое, бодрое, как вознаграждение за вчерашние испытания. В воздухе — свежесть, лёгкая дымка, запах влажной земли. Погода — загляденье! За ночь мозги Тракстера, видно, окончательно просохли: чек больше не горит, всё работает как надо — отлично! Позавтракали, неспешно собрались и выдвинулись в обратный путь. Дорога знакомая, спокойная, настроение — на подъёме. Любуемся видами, впитываем последние штрихи приключения. Вот Зама, вот Курма, а вот уже и наша стоянка — машины на базе. Мы дома!
В итоге: общий пробег — 210 километров. Расход — полный бак и ещё двадцатка в канистре. Проехали не кольцо, а полукольцо. И это был не квадропробег, а самый настоящий квадрозаплыв. Но главное — с нами осталась огромная куча впечатлений, эмоций и историй, которые теперь навсегда с нами.
Все счастливы. Всем спасибо. До новых встреч!